полезно
Библиотека
звуков Екатеринбурга
рубежа XIX-XX веков
Материалы, которые необходимо послушать каждому влюбленному
в Екатеринбург, чтобы лучше его понять.

Звуки повседневности города

Музыкальная жизнь города рубежа веков
Театральная труппа П. Соколова
Еще в 1843 году в Екатеринбурге появилась первая театральная труппа антрепренёра П. Соколова. Труппа отличалась высоким исполнительским уровнем. В её составе было 16 артистов и оркестр из 8 музыкантов во главе с капельмейстером Немвродовым.

Сам Пётр Соколов был одарённым актёром. Актрисы труппы из крепостного домашнего театра в Спасском-Лутовинове (матери писателя И.С.Тургенева) были выкуплены уральцами на волю. Среди них своей игрой и пением покоряла зрителей Евдокия Иванова (ставшая женой антрепренёра).

Первый театральный сезон открылся комедией «Приемыш» и водевилем «Дезертир». Наряду с драматическими пьесами ставились и оперы: особенно полюбилась зрителям новинка российской сцены – «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского (опера с разговорными диалогами).
А.Н. Верстовский - Аскольдова могила - III действие - Хор "Ах, подруженьки"
Через четыре года по распоряжению Главного горного начальника В.А. Глинки (родственника композитора М.И. Глинки) по проекту архитектора К. Турского в Екатеринбурге был выстроен каменный Городской театр (ныне кинотеатр «Колизей»). Его торжественное открытие состоялось 24 октября 1847 года. На сцене выступала труппа П. Соколова, состав которой к тому времени значительно увеличился и включал 30 артистов и 12 музыкантов. П. Соколов работал в Екатеринбурге более 10 лет, представляя публике разнообразный репертуар. После отъезда В. Глинки, который всегда их поддерживал, глава труппы разорился и уехал.

Памятной стала постановка в 1874 году оперы «Трубадур» Дж. Верди, осуществлённая силами труппы при поддержке будущих участников Екатеринбургского музыкального кружка.

Первый каменный городской театр
Украшением спектакля стало выступление солистки Императорских театров Д.М. Леоновой, которая блестяще исполнила партию Азучены, а невероятный успех подтверждается фактом поистине удивительным – спектакль был повторен пять раз, каждый раз с бурными овациями присутствующих ценителей оперы.
Дж. Верди - Трубадур - II действие - Песня Азучены "Пламя пылает" (Stride la vampa)
Оперная труппа Медведева

Петр Михайлович Медведев
В 1879 году, в Екатеринбурге появляется первая профессиональная оперная труппа П. М. Медведева. В неё входили 13 солистов, оркестр из 24 музыкантов, дирижировал спектаклями выпускник Пражской консерватории Ульрих Авранек (впоследствии дирижер и хормейстер Большого театра).

Спектакли отличались высоким художественным и музыкальным уровнем. Бесспорной заслугой труппы Петра Медведева стало приобщение провинциальной публики к русской оперной классике.

В репертуаре театра были оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», известные екатеринбургской публике «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, «Рогнеда» и «Юдифь» А.Н. Серова, а также недавно созданные «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Евгений Онегин» и «Опричник» П.И. Чайковского.
Благодаря приездам этой труппы, уральские любители музыки имели возможность услышать и новинки европейского театра: оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Травиату», «Риголетто» и «Аиду» Дж. Верди.
Ш. Гуно - Фауст - I действие - Куплеты Мефистофеля (Le veau d'or est toujours debout)
Дж. Верди - Аида - I действие - Ария Радамеса (Celeste Aida)
Создание Екатеринбургского музыкального кружка
Первым из городских любительских объединений научно-познавательного характера, сыгравшим значительную роль в развитии культурной жизни Екатеринбурга, явилось Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ, 1870). Участники общества были не только учёными и исследователями, но и большими любителями музыки, а многие члены их семей – профессиональными музыкантами. Именно эти страстные поклонники музыкального искусства инициировали создание Екатеринбургского музыкального кружка (ЕМК).

Истоки его восходят к домашним музыкальным собраниям в семье Маклецких, которые переехали на Урал в 1872 году. Глава семьи Илья Захарович Маклецкий служил в Сибирском торговом банке, где прошел путь от бухгалтера до директора и члена правления.

Илья Захарович Маклецкий
Инициатором домашних вечеров была его жена Мария Николаевна: в Петербурге она обучалась пению и пела в хоре Итальянской оперы, в Екатеринбурге с 1873 г. преподавала пение в женской гимназии. Сам И. Маклецкий, будучи художником-любителем, занимался оформлением спектаклей ЕМК.

Первые собрания ЕМК относятся к 1877 году, а свой официальный статус кружок обрел после утверждения Устава общества в Министерстве внутренних дел в декабре 1880 года.

Концерты обычно проходили в Зале Общественного собрания, оперные спектакли – в Городском театре, а драматические – в театре Казанцевых (Александровский проспект, ныне улица Декабристов).
Участники музыкального кружка:
Семья Кронебергов
Семья Клеров
Семья Мсиславских
Д.Н. Мамин-Сибиряк
С. Гилёв
В. Цветиков
Начав с «Русалки» Даргомыжского и «Фауста» Гуно, ЕМК в течение 1880-х - 1890-х годов поставил такие оперы, как «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Жизнь за царя» Глинки, впервые в России – «Сельская честь» (в старом русском переводе «Деревенское рыцарство»,1891), а также такие масштабные и сложные спектакли, как «Князь Игорь» Бородина (1894), «Тангейзер» Вагнера (1895), «Отелло» Верди (1895 – 1897), «Вражья сила» Серова (1898) и многие другие.
Р. Вагнер - Тангейзер - Ария Елизаветы (Dich teure Halle, grub ich wieder)
П. Масканьи - Сельская честь - Ария Сантуццы (Voi lo sapete, O mama)
Открытие зала Маклецкого

Концертный зал Маклецкого
В 1900 И. Маклецкий специально для ЕМК, к 20-летию кружка, построил здание с концертным залом на 600 мест. Этот Концертный зал открывал новые перспективы в деятельности Екатеринбургского музыкального кружка.

Концертный зал Маклецкого после его торжественного открытия 1 октября 1900 года стал центром притяжения поклонников музыки, а ЕМК получил не только здание в самом центре города, с его большой сценой, красивым большим залом, но и классами для репетиций и занятий музыкой.
Программа открытия зала Маклецкого:
М.И. Глинка - ст. Н. Кукольника - "Сомнение" для голоса, фортепиано и виолончели
С.В. Рахманинов - Романсы - op. 8 - II. Дитя! Как цветок, ты прекрасна
С.В. Рахманинов - Романсы - op. 14 - V. Эти летние ночи
М.И. Глинка. Полонез из оперы "Жизнь за царя"
П.И. Чайковский - Чародейка - IV действие - Ариозо Кумы "Глянуть с Нижнего"
А.С. Даргомыжский - Русалка - II действие - Хор "Как во горнице"
Н.А. Римский-Корсаков - Садко - III картина - Ария Любавы
Создание музыкального училища
16 октября 1916 года состоялся торжественный акт открытия первого на Урале среднего музыкального учебного заведения. Эта памятная дата и стала его официальным днём рождения.

Концерт открыл Хор музыкального училища, исполнивший «Славу» из оперы «Купец Калашников» Н. Рубинштейна и отрывок из Коронационной кантаты Чайковского. Наибольший успех выпал на долю директора училища г. Лазарева и преподавательницы, г-жи Ивановой, с редкой силой и выразительностью исполнивших вторую сюиту Рахманинова для двух роялей. Скрипач Г. Гофман и пианистка Л. Перна (выпускники Петербургской консерватории) выступили со скрипичной сонатой Л. В. Николаева. Воодушевлённые приобщением к студенческому братству, все учащиеся радостно спели средневековый студенческий гимн Gaudeamus.
С. Рахманинов - Вторая сюита для 2 фортепиано, Ор.17
Л.В. Николаев - Соната для скрипки и фортепиано соль минор, op. 11
Приоритетное положение занимали камерные вечера: звучала инструментальная музыка ансамбли (квартеты и трио Гайдна, Моцарта, Бетховена) и сонаты, обычно с участием В.С. Цветикова.
Й. Гайдн - Трио соль мажор для флейты, скрипки и виолончели - III. Allegro moderato
В.А. Моцарт - Дивертисмент для струнного трио ми-бемоль мажор - K. 563 - I. Allegro
Л. Бетховен - Фортепианное трио № 7 си-бемоль мажор op.97 - I. Allegro moderato
На пороге революции
В зимнем сезоне 1916-1917 годов в концертных программах, как и прежде, преобладала ансамблевая музыка, но теперь уже не только в исполнении педагогов, но и учащихся. Неожиданные вторжения на его территорию «гостей» из других областей искусства допускались только для избранных. К таковым относится русский символист Ф. Сологуб, прочитавший 1 октября 1916 года лекцию «Россия в мечтах и ожиданиях».

В начале февраля 1917 года Б. М. Лазарев сыграл фортепианный концерт Рубинштейна: он оказался последним произведением, прозвучавшим перед началом революционных событий 1917 года. Вместе со всей страной училище вступило в поворотный и трудный период истории, но учебная работа не прерывалась.

Концертный зал Маклецкого
А. Рубинштейн - Фортепианный концерт №4 ре минор, op. 70 - Moderato assai
А. Рубинштейн - Фортепианный концерт №4 ре минор, op. 70 - Andante
А. Рубинштейн - Фортепианный концерт №4 ре минор, op. 70 - Allegro
Открытие Оперного театра

Новый городской театр
29 сентября 1912 состоялось торжественное открытие "Нового городского" театра. Восторженные театралы дивились убранству партера и ярусов, устремляя взгляды и на галёрку, и на округлые формы великолепной центральной люстры, сверкающей тысячами хрусталиков индивидуальной огранки, и наслаждались акустикой зала. Кстати, все кресла в зале были деревянные, дабы не заглушать голоса певцов (никаких динамиков тогда не было).

Для открытия была выбрана первая русская классическая опера «Жизнь за царя» Глинки. Эта была дань традиции, рожденной в Петербурге со дня открытия Мариинского театра (2 октября 1860 года). Она сохранилась затем и в советское время: только опера стала идти с другим названием «Иван Сусанин» и с новым текстом С. Городецкого.
М.И. Глинка - Жизнь за царя - I действие - Каватина и рондо Антониды
М.И. Глинка - Вальс из оперы "Жизнь за царя"
М.И. Глинка - Жизнь за царя - Финальный хор "Славься"